Рекомендации Экспертного совета при Федеральной службе страхового надзора «О существенных условиях страхования ответственности по государственным и муниципальным контрактам»
1. По определению страхового случая и срокам действия договора страхования.
Рабочая группы в рамках Экспертного совета при ФССН (далее – рабочая группа) признала целесообразным выработать несколько вариантов определения страхового случая по договору страхования ответственности по государственным (муниципальным контрактам). Страховые организации выбирают вариант определения страхового случая по своему усмотрению.
Вариант 1.
Страховым случаем по договору страхования ответственности по государственным (муниципальным) контрактам является возникновение (наступление) ответственности страхователя, вызванное причинением вреда выгодоприобретателю в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта.
Срок действия договора страхования устанавливается не менее срока действия государственного (муниципального) контракта.
Вариант 2.
Страховым случаем по договору страхования ответственности по государственным (муниципальным) контрактам является наступление ответственности страхователя за неисполнение или ненадлежащее исполнение страхователем государственного (муниципального) контракта, повлекшее причинение убытков выгодоприобретателю (заказчику), при условии предъявления выгодоприобретателем претензии к страхователю об ответственности за нарушение государственного (муниципального) контракта в течение срока действия договора страхования плюс расширенный период.
Срок действия договора страхования устанавливается равным сроку действия государственного (муниципального) контракта плюс срок, установленный государственным (муниципальным) контрактом для подписания акта приема-сдачи заказа.
Вариант 3.
Страховым случаем по договору страхования ответственности по государственным (муниципальным) контрактам является наступление ответственности страхователя за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного (муниципального) контракта.
Моментом наступления страхового случая является момент неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного (муниципального) контракта, повлекшего причинение выгодоприобретателю убытков.
Срок действия договора страхования должен быть равным или больше срока действия государственного (муниципального) контракта.
Вариант 4.
Страховым случаем по договору страхования ответственности по государственным (муниципальным) контрактам является предъявление выгодоприобретателем страхователю претензии об ответственности страхователя за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного (муниципального) контракта.
Срок действия договора страхования должен охватывать срок действия государственного (муниципального) контракта и срок, необходимый для подготовки и предъявления выгодоприобретателем претензии страхователю об ответственности страхователя за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного (муниципального) контракта.
Вариант 5.
Страховым случаем по договору страхования ответственности по государственным (муниципальным) контрактам является признание страхователем по согласованию со страховщиком претензии выгодоприобретателя об ответственности страхователя за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного (муниципального) контракта.
Срок действия договора страхования должен охватывать срок действия государственного (муниципального) контракта и срок, необходимый для подготовки и предъявления выгодоприобретателем претензии страхователю об ответственности страхователя за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного (муниципального) контракта, и срок, необходимый для рассмотрения страхователем предъявленной ему претензии.
В этом случае необходимо, чтобы в государственном (муниципальном) контракте был четко определен срок для предъявления заказчиком претензии к исполнителю и рассмотрения исполнителем этой претензии.
Вариант 6.
Страховым случаем по договору страхования ответственности по государственным (муниципальным) контрактам является вступление в силу решения суда об ответственности страхователя за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного (муниципального) контракта.
Срок действия договора страхования должен охватывать срок действия государственного (муниципального) контракта и срок, необходимый для подготовки выгодоприобретателем судебного иска и рассмотрения судами дела об ответственности страхователя за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного (муниципального) контракта.
По общему правилу срок действия договора страхования должен быть больше срока действия государственного (муниципального) контракта не менее чем на один год.
Для случаев, когда договор страхования покрывает и гарантийный срок, рекомендовать следующий вариант.
Вариант 7.
Страховым случаем по договору страхования ответственности по государственным (муниципальным) контрактам является наступление ответственности страхователя за неисполнение или ненадлежащее исполнение страхователем государственного (муниципального) контракта, повлекшее причинение убытков выгодоприобретателю (заказчику), при условии предъявления выгодоприобретателем претензии к страхователю об ответственности за нарушение государственного (муниципального) контракта в течение срока действия государственного (муниципального) контракта и гарантийного срока.
Срок действия договора страхования должен охватывать срок действия государственного (муниципального) контракта и гарантийный срок.
2. По объему страхового покрытия:
Покрытие А - страхуются реальный ущерб, упущенная выгода и все виды неустойки (штрафы, пени) в соответствии с условиями ответственности по государственному (муниципальному) контракту.
Покрытие Б - страхуются реальный ущерб, упущенная выгода и зачетная неустойка в соответствии с условиями ответственности по государственному (муниципальному) контракту.
Покрытие В - страхуется реальный ущерб и зачетная неустойка в соответствии с условиями ответственности по государственному (муниципальному) контракту.
Покрытие Г - страхуется реальный ущерб или исключительная неустойка. При страховании на случай взыскания исключительной неустойки страховой случай может наступить только при условии, что страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта.
Рабочая группа рекомендует:
- воздерживаться от страхования только штрафной неустойки, штрафов и пени;
- при страховании штрафной неустойки, штрафов и пени устанавливать лимит в размере 50%, учитывая двойственную природу данных видов ответственности – компенсационную и гражданско-правовой санкции за нарушение договорных обязательств;
- учитывать, что размер неустойки не подлежит доказыванию – ее размер определяется законом или договором;
- учитывать, что упущенную выгоду объективно определить будет очень и очень непросто. Включение ее в покрытие ведет к ситуации высокой неопределенности.
3. По определению страховых рисков.
Страхование осуществляется от всех рисков за исключением… (исключения устанавливаются сторонами договора страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации и андеррайтерской политикой страховой компании).
Не рекомендуется предусматривать следующие исключения:
- грубая неосторожность страхователя или выгодоприобретателя (поскольку в соответствии с частью 2 п. 1 ст. 963 ГК РФ такое исключение допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом);
- осуществление работы без соответствующих лицензий, сертификатов и т.д.;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение своих договорных обязательств субподрядчиками, контрагентами страхователя (поскольку в данной ситуации к страховщику в порядке суброгации от страхователя переходит право требования к этим лицам о возмещении убытков);
- случаи банкротства (ликвидации) страхователя;
- недостатки и дефекты произведенной продукции;
- ошибки и упущения при оказании услуг;
- неисполнение сроков выполнения работ на период более чем ….
4. По определению страховой суммы.
Страховая сумма по договору страхования ответственности по государственным (муниципальным) контрактам устанавливается строго в пределах 30% от начальной стоимости соответствующего государственного (муниципального) контракта.
При последующем изменении стоимости государственного (муниципального) контракта страховая сумма может оставаться неизменной или, если это предусмотрено условиями договора страхования, уменьшаться пропорционально уменьшению стоимости государственного (муниципального) контракта. Увеличение страховой суммы по договору страхования в случае последующего увеличения стоимости контракта не производится, так как закон допускает страхование ответственности только в части 30% от начальной стоимости государственного (муниципального) контракта.
5. По определению страховых тарифов.
Страховые тарифы устанавливаются, исходя из оценки степени риска, принимаемого на страхование.
При страховании с покрытием А страховые тарифы при прочих равных условиях должны быть больше в 2-2,5 раза тарифов, применяемых при иных видах покрытий.
6. По перечню сведений, необходимых для заключения договора страхования.
Рабочая группа рекомендует использовать согласованный вариант Заявления о страховании (прилагается).
7. По перечню документов, подтверждающих наступление страхового случая.
Рабочая группа рекомендует применять следующие общие правила и принципы определения минимального перечня документов, подтверждающих наступление страхового случая:
а) Этот перечень должен формироваться с учетом выбранного варианта определения страхового случая.
б) Принцип достаточности – не следует включать в перечень два или более документов, подтверждающих один и тот же факт (факт нарушения контракта – акт, где зафиксировано нарушение, и признание претензии страхователем).
в) Следует минимизировать представление документов, оформление или легализация которых зависит от страхователя.
Рабочая группа рекомендует использовать следующий минимальный перечень документов, подтверждающих наступление страхового случая:
а) Копия контракта или выписка из него в части ответственности.
б) Копия акта приемки-сдачи товаров, работ или услуг, подписанного обеими сторонами.
в) Если такой акт страхователем не подписан, то - доказательства вручения ему проекта акта (квитанция или расписка о вручении, копии писем страхователю о необходимости дать ответ по поводу представленного проекта акта и т.д.).
г) Копия согласованного сторонами государственного (муниципального) контракта плана-графика работ, если речь идет об ответственности за нарушение сроков.
д) Копия документа, подтверждающего задание по качеству товара, работ или услуг, если речь идет об ответственности за ненадлежащее качество товаров, работ или услуг.
е) Копию документа о требуемой комплектности (спецификации и т.д.), если речь идет об ответственности за некомплектную поставку.
ж) Внутренние документы Выгодоприобретателя или документы, подписанные Страхователем и Выгодоприобретателем, подтверждающие факты неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта.
з) Заключения экспертиз или специалистов, подтверждающие факт неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта.
и) Документы, подтверждающие размер убытков.
к) Копию переписки со страхователем относительно нарушения условий контракта.
л) Копию акта сверки дебиторской задолженности.
м) Если акт сверки дебиторской задолженности страхователем не подписан, то - доказательства вручения ему проекта акта (квитанция или расписка о вручении, копии писем страхователю о необходимости дать ответ по поводу представленного проекта акта и т.д.).
н) Копии документов, подтверждающих фактический статус страхователя с точки зрения финансовой состоятельности (документов о начале процедуры банкротства, о признании банкротом, об исключении из ЕГРЮЛ, о невозможности исполнения судебного решения по иным искам, нежели иск о взыскании убытков по госконтракту).
о) Копии документов, подтверждающих фактическое расходование средств, выделенных страхователю по государственному (муниципальному) контракту.
8. По определению субъекта предъявления страховщику требования о страховой выплате.
Рабочая группа рекомендует включать в стандартные правила страхования положение о том, что в случае, если страхователь добровольно или на основании решения суда возместит выгодоприобретателю причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта убытки и/или неустойку (штраф, пени), то он имеет право предъявить страховщику требование о выплате страхового возмещения в свою пользу. При этом страховщик вправе выдвигать против требования страхователя те же возражения, которые он мог выдвинуть против требования выгодоприобретателя.
Выплата страхового возмещения страхователю при отсутствии вступившего в силу решения суда производится при условии доказанности факта неисполнения или ненадлежащего исполнения страхователем государственного (муниципального) контракта и размера возмещенных убытков, а также факта уплаты неустойки (штрафа, пени) в строгом соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта.
9. По суброгации по договорам страхования ответственности по государственным (муниципальным) контрактам.
Рабочая группа рекомендует включать в стандартные правила страхования и договоры страхования ответственности по государственным (муниципальным) контрактам положение о переходе к страховщику от страхователя права требования к контрагентам страхователя, а также к иным лицам, ответственным за причинение убытков страхователю вследствие невозможности исполнения или надлежащего исполнения им по их вине государственного (муниципального) контракта.
СКАЧАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ НА СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ (МУНИЦИПАЛЬНЫМ) КОНТРАКТАМ
Просмотрено : 16 раз
Материал предоставлен :
Сайт : http://www.fssn.ru
Голосовать: |
Читательский рейтинг : (0 голосов) |
|