Вакансии. Агенты по продаже рекламы.
apiter.ru
Главная      Адреса продаж     Заказать полис       Обратная связь      F.A.Q.   Форум
 ПОРТАЛ

 СТРАХОВАНИЕ
ДРУГИЕ ТЕМЫ
 ГОРОДА
СТАТЬИ
 ФОТО ДТП
фотографии аварий ДТП
Пролетел один на Нексии. Памятка водителю... подробнее...

фотографии аварий ДТП
ВАЖНО!
Уловки мошенников на дорогах!
Уловки мошенников на дорогах!
Сколько раз мы слышали по радио, смотрели по телевизору и читали в прессе об автоподставах, но, вспомните, о чем конкретно шла речь. подробнее...

 САМЫЕ УГОНЯЕМЫЕ МОДЕЛИ ЗА ПЕРИОД С 24.01.2007 по 31.07.2007
BMW 5-й серии 145
ВАЗ 2109 199
ВАЗ 2112 226
VW Passat 203
Данные предоставлены ООО "Геотрейд Электроникс".

полный рейтинг угонов
 АВТОСТРАХОВАНИЕ ИНТЕРЕСНО!
Электронные устройства снизят премию за страхование дорогих машин  читать

По условиям страхования КАСКО страхователю предоставляется страховая защита от любых убытков, которые могут быть причинены в результате повреждения, полной гибели или утраты авто транспортного средства в целом или отдельных его частей при наступлении определенных в договоре (каско) страхования случаев. Страхованием АВТОКАСКО могут быть охвачены все виды транспортных средств читать

Страховое недопонимание. Что делать, если получен отказ в выплате?  читать
СТРАХОВОЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ !
"КАСКО" от 6000 рублей
Новый страховой продукт "МИНИ-КАСКО" страхование независимо от года выпуска автомобиля от ДТП. возможность застраховать подержанные автомобили (любого года выпуска), для которых ранее страховая защита была невозможна или невыгодна. Мини каско для всех.
Заказ каско страховки on-line
ОШИБКИ ПОИСКА !
Нас ищут по словам
cnhfys - страны
cnhf[jdfybt - страхование
rfcrj - каско
jcfuj - осаго
gjkbc - полис
vtlbwbycrjt cnhf[jdfybt - медицинское страхование
pfrjy cnhf[jdfybz - закон страхования
.
Заказ каско страховки on-line
в оглавление
в рубрику : ОСАГО
Материал добавленный за последнюю неделю >>>

Полное возмещение убытка – возможны варианты

В последнее время специалисты в области страхового права часто обращаются к теме правомерности вычета суммы износа запчастей при выплате по ОСАГО или возмещения потерпевшему, так называемой утраты товарной стоимости автомобиля. Считаете ли вы правомерным сложившийся порядок решения данных спорных вопросов'

Начнем с того, что порядок этот пока окончательно не сложился.

Что касается утраты товарной стоимости (УТС), то об этом ГК РФ и Закон об ОСАГО прямо не упоминают, а страховщики отказывают в выплате, ссылаясь на то, что УТС является упущенной выгодой, которая в силу закона об ОСАГО не подлежит возмещению, а также на то, что в Правилах ОСАГО при расчете выплаты учет УТС не предусмотрен.

При анализе этого вопроса имеет значение судебная практика, к которой все чаще юристы обращаются как к источнику права. До последнего времени судебная практика была противоречивой – некоторые суды взыскивали УТС со страховщиков, другие – отказывали. Однако в течение последнего времени опубликованы акты Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ, в которых обоими высшими судами УТС признана реальным ущербом, подлежащим возмещению страховщиками ОСАГО. Я оцениваю эту общую позицию высших судов позитивно, это абсолютно правильное, обоснованное решение.

Автомашины, как и любое другое имущество подвержены моральному износу. В частности, такой моральный износ автомашины происходит при ее повреждении при ДТП и последующем восстановлении. Поэтому я согласен с тем, что УТС - это реальный ущерб, подлежащий возмещению страховщиком в силу ст.6 Закона об ОСАГО. Правила же ОСАГО в этой части закону не соответствуют. Надеюсь, что согласованная позиция высших судов позволит стабилизироваться практике по этому вопросу.

А вот с вычетом износа запчастей из суммы возмещения ситуация несколько иная. Если об УТС в Правилах ОСАГО непосредственно не сказано ничего, то вычет износа в Правилах ОСАГО прямо предусмотрен. Более того, именно это положение Правил ОСАГО было оспорено в Верховном суде РФ и признано законным. Суд в своем решении записал, что вычет износа позволяет полностью возместить потерпевшему его убытки, не допуская при этом его неосновательного обогащения.

Это проблема не только ОСАГО, а проблема всего российского деликтного права (глава 59 Гражданского Кодекса РФ «Обязательства из причинения вреда»). Пока в российском деликтном праве еще используется подход, основанный на двух основных принципах.

Первый - это полное возмещение убытков. Этот принцип закреплен в статье 15 и в статьях 1064 и 1082 ГК РФ. Но при этом сам вопрос о том, что является полным возмещением убытков, оказался спорным и в случае с транспортным средством спорность эта совершенно очевидна. Но об этом чуть дальше.

Второй принцип – недопустимость неосновательного обогащения. По идее той доктрины, которую мы обсуждаем, эти два принципа, действуя в противоположных направлениях и дополняя тем самым друг друга и должны определять величину убытков, подлежащую возмещению. Но в действительности легко видеть, что это не два разных принципа, а один и тот же, и они не действуют в противоположных направлениях, потому что полное возмещение убытков и так подразумевает недопустимость неосновательного обогащения. В этом и есть полнота – все полностью, но не более того. Так что недопустимость неосновательного обогащения – это обратная сторона полного возмещения убытков и нельзя говорить о том, что эти два принципа дополняют друг – это один и тот же принцип.

Эту доктрину мы получили в наследство от советского деликтного права, где главной задачей было отнюдь не максимально возможное возмещение убытков тому, кто пострадал. А все внимание, напротив, уделялось тому, чтобы, не дай Бог, он не получил лишнего. Советское право, которое исходило из этого принципа, было целиком направлено на то, чтобы не дать людям зарабатывать, в том числе и в этих ситуациях. Вот отсюда и проистекал тезис о недопустимости неосновательного обогащения. Большинство современных российских юристов уже понимают несостоятельность такого подхода, но, как мы видим, Верховный суд РФ пока его придерживается.

Общемировая практика и законодательство пошли по иному пути. Они требуют максимально возможного возмещения причинителем вреда потерь пострадавшей стороны. Однако оказалось, что найти максимум очень непросто – последствия причинения вреда могут быть весьма разнообразны и к его причинителю выдвигают все новые и новые требования, конца-краю которым бывает и не видно. Чтобы как-то ограничить требования к причинителю вреда и сделать для него отношения предсказуемыми, разработано правило учета интересов должника (причинителя вреда) при возмещении убытков. Например, один из способов такого учета интересов – возмещать только те убытки, которые их причинитель мог предвидеть. Есть и другие. Обратите внимание: подход принципиально разный. Первый – не дать неосновательно обогатиться одной из сторон, потерпевшему, а второй – учесть интересы другой стороны, причинителя вреда. Именно такой подход представляется мне совершенно верным – возмещать причиненный вред полностью максимально возможным образом, но при этом, не уничтожать непомерными требованиями того, кто обязан его возмещать.

Вернемся к вопросу о «полноте» возмещения убытков. В каком смысле возмещение считать «полным», если говорить об автомашине' В чисто экономическом смысле следует выплатить потерпевшему столько денег, сколько стоили поврежденные детали при их повреждении и неважно, сможет ли он на эти деньги восстановить свою машину и продолжать на ней ездить. Главное – не дать ему больше того, что у него было в денежном выражении, иначе он, не дай Бог, заработает на этом.

Но можно рассуждать и по-иному. Допустим, в результате ДТП поломан бампер. Старых бамперов на сервисах нет, следовательно, в ходе ремонта на машину будет поставлен новый бампер. С точки зрения потребительских свойств машины автовладелец при этом нисколько не обогатится, поскольку потребительские свойства машины не изменятся. Возникает вопрос – что же это за полное возмещение убытков, если потерпевшему выплачивают такую сумму денег, на которую он не может восстановить машину, а должен доплачивать за это из собственного кармана' По-моему, в этой ситуации есть единственное верное решение: надо выплатить потерпевшему столько, чтобы он мог полностью восстановить свою машину так, чтобы на ней ездить. То есть если поломали бампер, то за него надо заплатить, как за новый.

Ну а если угнали или полностью уничтожили машину – тоже покупать ему новую' Нет, здесь ситуация иная - поскольку можно вполне официально купить подержанную машину, то и выплачивать автовладельцу следует столько, чтобы можно было купить точно такую же подержанную машину. Единый принцип очень несложен - возмещать так, чтобы он мог полностью восстановить свою машину, но с минимально возможными для этого затратами. При ремонте износ вычитать не следует, а при возмещении за полностью утраченную машину – необходимо.

Президиум Высшего арбитражного суда РФ поступил в этом вопросе принципиально по-иному, чем Верховный суд РФ. В нескольких своих постановлениях 2007 года Президиум Высшего арбитражного Суда РФ сослался на закрепленный в ст.3 Закона об ОСАГО принцип гарантии возмещения вреда потерпевшим и указал, что Правила ОСАГО в той части, в которой они требуют вычитать при ремонте износ, не соответствуют закону, так как не гарантируют полное возмещение вреда.

В этом вопросе я являюсь полным сторонником позиции Президиума Высшего арбитражного Суда РФ.

Конечно, в связи с тем, что страховщики будут вынуждены платить потерпевшим УТС, и, я надеюсь, износ, появляются вопросы к тарифам ОСАГО. Скорее всего, обязанность выплачивать УТС не учитывалась при расчете тарифов, а что касается износа, то можно определенно сказать, что не учитывалась. Таким образом, чисто экономически, у страховщиков нет источника для выплаты УТС и износа.

Вот об этом и надо, прежде всего, задуматься Правительству РФ в целом и Минфину РФ, частности.

Просмотрено : 24 раз

Материал предоставлен :
Фогельсон Юрий Борисович профессор кафедры предпринимательского права Государственного Университета - Высшая школа экономики, д.ю.н.

Сайт : http://www.insur-info.ru/news


Голосовать:
Читательский рейтинг : (2 голосов)
Ваша оценка :   

Понравилась статья ?
Вы можете разместить ссылку на статью на своем сайте, в блоге или новостях.
Код ссылки :
Статьи по теме :


  ОСАГО будет компенсировать утрату товарной стоимости
  Недифференцированное страхование
  Автовладелец должен знать свои права по ОСАГО при ДТП
  Как не пострадать от ОСАГО
  Путин подписал изменения в статью федерального закона об ОСАГО
  Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств


Оставить комментарий
Ник:
email:


 РАССЫЛКА ПОРТАЛА
Подпишитесь на ежедневную рассылку материалов от портала apiter.ru и будете всегда иметь свежую страховую информацию.
В рассылку входят:
- анонсы новостей
- анонсы статей
- анонсы свежих объявлений
Партнеры:  
Страховые компании партнеры:
«AIG-РОССИЯ» , «ИНГОССТРАХ» , «РОСНО» , «МАКС» , «Страховая группа «Спасские ворота» , «ЮГОРИЯ» , «Мегарусс-Д» , «РОССИЯ» , «ГУТА-Страхование» , «НАСТА» , «АСК-Петербург» (СПб), «РОСГОССТРАХ-СЕВЕРО ЗАПАД» (СПб), «ПРОГРЕСС-Гарант» , «Военно-страховая компания» , «РУССКИЙ МИР» (СПб), «СОГАЗ» , «УРАЛСИБ» , «ПРОГРЕСС-НЕВА» (СПб), «РЕНЕССАНС-Страхование» , «РЕСО-ГАРАНТИЯ» , «СТАНДАРТ-РЕЗЕРВ» , «Первая страховая компания» «СУРГУТНЕФТЕГАЗ» , «АСОЛЬ» , «КЛАСС» (Санкт-Петербург).
О холдинге  | Адреса продаж | Представительства и филиалы | Реклама на сайте | Доска объявлений  | Каталог сайтов | Вакансии  |  Insurance Russia  |  Обратная связь | Заказать полис  | Ищу Работу  | Продажа автомобилей
Продажа авто | Подержанные авто | map  | страхование статьиновости страхованиястраховые компании
      Rambler's Top100
Copyright 2007 "Web-студия Татьяны Нагель"