Российская система “бонус-малус” — самая жесткая в Европе
Базовая цель обязательного страхования автогражданской ответственности в Евросоюзе — полностью покрыть ущерб невинно пострадавших в результате ДТП. Поэтому лимит страхового возмещения по ОСАГО по ущербу имуществу в Италии составляет 774 685 евро, в Германии — 511 292 евро, в Великобритании и Франции — 250 000 фунтов и 460 000 евро соответственно; выплаты по ущербу здоровью в Германии могут достигать 2,55 млн евро на человека, а в Великобритании и Франции не ограничены вообще. Естественно, не забыты и интересы страховщиков. В Великобритании, например, полисы ОСАГО отдельно не продаются — только в сочетании с каско. Но приоритет — интересам страхователей. Поэтому в Италии, в частности, страховщики не имеют права устанавливать запретительные тарифы по убыточным регионам и категориям автомобилей — за это их могут лишить лицензии.
С 2002 г. в государствах Европейского союза введена свобода тарифообразования по ОСАГО, рассказал “Ведомостям” профессор Университета Пенсильвании Жан Лемер, один из крупнейших исследователей систем “бонус-малус” в европейском автомобильном страховании. В результате страховщики ЕС могут использовать произвольные тарифные факторы, когда продают клиентам страховку, а также устанавливать любой коэффициент “бонус-малус” (КБМ) на свое усмотрение, добавляет Лемер. Но Франции и Люксембургу удалось через суд отстоять свое право на сохранение прежних, регламентированных тарифных систем.
Великобритания
Самая либеральная система КБМ в Европе действует в Британии: страховщики здесь всегда были свободны в выборе и тарифных факторов, и применения системы “бонус-малус”. Британское тарифообразование в ОСАГО привязано к автомобилю, и многие компании при расчете стоимости страховки учитывают тип транспортного средства, его модель, год выпуска, мощность двигателя и др.
Германия
До 1994 г. в Германии были установлены тарифные ограничения, но сейчас местные страховые компании, как во всей Европе, свободно устанавливают тарифные ставки. В Германии строго соблюдается принцип недискриминации клиента: страховщик не имеет права отказать в приобретении страховки или завысить цену полиса человеку с отличным, например, от большинства граждан страны цветом кожи. КБМ в Германии привязан к конкретному клиенту и его страховому контракту. Поэтому, если, например, в семье несколько автомобилей, то муж, садясь за руль машины жены, не испортит ее страховую историю, попав в аварию на ее автомобиле. Кстати, страховая история в Германии сохраняется и при смене автомобиля.
Франция
В расчет французской базовой ставки заложены несколько обязательных факторов: тип автомобиля, регион его использования и цель эксплуатации. Остальные — семейное положение и возраст автовладельца, пробег автомобиля и место регистрации — не так важны, и страховщики сами вправе решать, какие из них использовать при расчете цены полиса. Во Франции нет таблицы классов КБМ. За каждый безаварийный период водитель получает 5%-ную скидку, а за аварийный — 25%-ную надбавку, если водитель виновен в ДТП, и 12,5%-ную, если вина признана обоюдной. При этом полис не может стоить меньше 50% и дороже 350% после применения КБМ. Действуют специальные нормы, поощряющие аккуратных водителей.
Литва
У Литвы сравнительно небольшой опыт ОСАГО, этот вид страхования был введен там в 2000 г. — на несколько лет раньше, чем в России. Тарифные факторы, влияющие на расчет стоимости страховки: стаж и возраст водителя, регион использования автомобиля, а также объем его двигателя. Тарифы определяет свободный рынок. С
Россия
Принятые прошлой осенью Думой поправки в закон об ОСАГО обещают серьезно осложнить жизнь водителям. Дело в том, что, задумав позволить гражданам сохранять скидку за безаварийную езду при смене автомобиля, депутаты поставили под вопрос саму возможность получить эту скидку. А стоимость страховки оказалась привязана не только к автомобилю, но и к истории всех допущенных к его управлению водителей.
Просмотрено : 30 раз
Материал предоставлен :
Алексей Рожков, Татьяна Бочкарева, Александр Губский Газета "Ведомости"
Сайт : http://www.vedomosti.ru/
Голосовать: |
Читательский рейтинг :    (0 голосов) |
|