Кто не разглядел, тот опоздал
В 2006 году 11 зарубежных страховщиков открыли в России свои дочерние компании. Еще несколько готовы выйти на рынок в 2007 году. Окажется ли российское страхование в иностранных руках'
Еще в 2005 году аналитики международных рейтинговых агентств писали в своих отчетах для западных инвесторов, что, мол, потенциальная емкость рынка страхования в России огромная, конкуренция растет с каждым днем, компании становятся все более прозрачными, но при этом испытывают катастрофическую нехватку капитала. Дескать, если вы хотите заниматься страховым бизнесом в России – сейчас самое время. В какой мере подействовали эти увещевания на инвесторов, неизвестно, но активность иностранцев на отечественном страховом рынке в 2005-м заметно возросла, достойное развитие тенденция получила и в 2006-м. Fortis, ING, ACE, другие хорошо известные международному страховому рынку «имена» транскрипировались в названиях российских «дочек». И хотя преимущественно интерес иностранцев не выходит за рамки life-сегмента, появляются амбициозные «нежизненные» проекты. Достаточно упомянуть, что израильская Direct Insurance Financial Investments (DIFI) и Европейский банк реконструкции и развития намерены вложить в развитие недавно приобретенного страховщика с лицензией на ОСАГО 120 млн евро – немалые средства по меркам российского страхового рынка.
После ВТО. Начальник аналитического отдела «Ингосстраха» Илья Богданов связывает активный выход иностранцев на российский рынок с перипетиями вступления России в ВТО. Сейчас ключевые договоренности (прежде всего с США) достигнуты, и Россия по прошествии переходного периода, вероятно, в середине следующего десятилетия, все же допустит филиалы иностранных компаний на отечественный страховой рынок. Судя по всему, «свобода действий» российских подразделений зарубежных страховщиков будет простираться не намного дальше, чем у компаний-резидентов. Но дело не в этом. Либерализация внутреннего рынка означает приближение национальных правовых стандартов в области страхования к мировым. Видимо, на это и рассчитывают финансовые гиганты, занимая места на пока еще слабо развитом российском рынке. Но оптимизм по этому поводу весьма сдержан. «Отведенных девяти лет на приведение страхового законодательства в соответствие с условиями соглашения может и не хватить, учитывая тот факт, что сегодня оно далеко от совершенства», – отмечает Илья Богданов.
Место есть. Работать через филиалы многим транснациональным финансовым корпорациям удобнее. Однако говорить, что отсутствие такой возможности закрывает отечественный рынок для зарубежных операторов, по меньшей мере некорректно. Россия признает за иностранцами право на создание 100-процентных страховых «дочек». Хотя ограничения действительно есть. Наиболее существенное из них сводится к тому, что компании, чей уставный капитал более чем на 49% сформирован за счет средств нерезидентов, не вправе заниматься страхованием жизни, обязательным страхованием, обслуживать государство. Кроме того, открытие филиалов и участие иностранных «дочек» в уставных капиталах других российских страховщиков допустимо лишь на основании предварительного разрешения Росстрахнадзора. Однако с 2004 года данные ограничения не распространяются на операторов, принадлежащих страховым компаниям из стран – участников Соглашения на острове Корфу 1994 года. Фактически речь идет о государствах ЕС. Транснациональные операторы американского «происхождения» тоже не внакладе, ведь большинство из них имеют дочерние структуры в Евросоюзе.
Собственно и до снятия ограничений западные страховщики спокойно вели бизнес в России. Allianz и AIG, явившиеся на российский рынок одними из первых, владели местными компаниями через дочерние нестраховые структуры. «В те годы иностранные страховщики использовали этот подход, чтобы организовать бизнес здесь, в России. Это была обычная практика», – вспоминает гендиректор Чешской страховой компании (ЧСК) Дмитрий Малых. Та же ЧСК до июля 2006 года на 49% принадлежала страховщику Ceska Pojist`ovna, а на 51% – компании «Финансовый сервис».
Еще одно весьма условное ограничение – 25-процентная квота на участие иностранцев в совокупном уставном капитале российских страховщиков. Эта квота далека до исчерпания. В период с 1998 по 2003 год доля нерезидентов неуклонно снижалась, вплоть до 2,7%. Рост начался лишь в 2004 году, к его завершению зарубежным инвесторам принадлежало 3,7% в совокупном капитале отечественных операторов, достигавшем тогда 146,5 млрд рублей. К 1 января 2006 года доля выросла до 4,28%.
Страхи «страхов». Почему же квота далека от исчерпания' «Выход любой иностранной компании на новый рынок – всегда риск, особенно если мы говорим о России начала 90-х, – улыбается гендиректор компании «Альянс» Михаэль Хергезелль. – Но с тех пор правила игры на рынке здорово изменились. Основной бизнес по-прежнему сконцентрирован в Москве, выйти в регионы пока очень сложно, но рынок стал прозрачнее – и это не может не привлекать инвесторов». Но не только законодательные изъяны и маркетинговые «нестыковки» тревожат западных гигантов. «Ситуация в Чечне, сообщения об отравлении Литвиненко и убийстве известной журналистки – вот такие политические темы беспокоят наш головной офис и удерживают его от решительных действий», – делится сомнениями своего начальства директор представительства одной из европейских компаний. «Помимо коммерческих рисков большие опасения у штаб-квартиры вызывала коррупция, – рассказывает гендиректор страховой компании «Авива» Андрей Дубинин. – Не верилось, что в России можно «чисто» работать. Были еще свежи воспоминания о других развивающихся рынках, когда отказ «в сотрудничестве с местными властями» приводил к длительным задержкам в получении необходимых разрешений и в итоге к значительным материальным потерям. Зато не потеряли лицо и с лихвой наверстали упущенное. Не прибавляли также оптимизма сообщения о нападениях на британских диппредставителей в Москве и Петербурге».
Местные головы. Принципы, однако, приходится соотносить с российскими реалиями. И с этой задачей лучше всего справляются отечественные управленцы. «Для компании, решившей начать здесь бизнес с нуля, очень важно не только провести предварительный анализ рынка, но и заполучить русского топ-менеджера с хорошими связями в других компаниях и с чиновниками», – говорит один из хедхантеров. Партнер компании Adjuvare, российского подразделения Whitehead Mann Group, Филипп Огульник утверждает, что в арсенале иностранных операторов есть масса инструментов для переманивания: «Менеджер среднего звена в иностранной страховой компании априори будет получать больше, чем в российской. Однако на позициях высшего руководства заработок зачастую выше как раз в российских компаниях. Дело в том, что у иностранцев бюджет фиксирован, выйти за его рамки очень сложно – придется согласовывать все свои действия с головной структурой. А в российских компаниях потенциальные кандидаты общаются напрямую с собственниками или с их представителями – вопрос денег решается сразу. С другой стороны, российские управленцы выбирают западные компании из-за качественных программ долгосрочной мотивации». Благо выбор работодателей постоянно расширяется.
ПИОНЕРЫ: История «вторжения»
Еще в 1990 году немецкий финансовый гигант Allianz учредил дочернюю компанию «Ост-Вест Альянс».
Поначалу она специализировалась на обслуживании клиентов материнской структуры в России. В 2001 году Allianz закрепил свои позиции на российском рынке, купив у АФК «Система» 45% акций «Росно». Тогда немецкие акционеры рассчитывали на последующее увеличение своей доли в одной из ведущих российских компаний и получение контроля над ней. Увеличение произошло – до 47,4%, а с контролем пока ничего не вышло – у АФК «Система» по-прежнему более 50% голосующих акций. Не вдаваясь в детали, можно предположить, что одни хотят купить контрольный пакет подешевле (до IPO), другие продать подороже (после IPO). Вполне естественные желания. Столь же закономерно и появление информации, правда, не подтвержденной официально, о готовящемся выходе Allianz из «Росно». В этом случае ситуация с продажей пакета становится зеркальной. Кстати, Allianz называли в качестве одного из возможных претендентов на участие в уставном капитале еще одного крупного игрока отечественного рынка – компании «Наста». Впрочем, кого только в этом контексте не называли: финскую If P&C, французскую AXA, итальянскую Аssicurazioni Generalli, чешскую Сeskа Pojist’ovna.
В 1994 году компанию Allianz на российском рынке решила составить American International Group. Но через пять лет с ее «дочкой» случился конфуз: за реализацию финансовых продуктов, не предусмотренных лицензией, она эту самую лицензию потеряла. Головной офис принял ряд оперативных мер, и менее чем через месяц разрешение на ведение страхового бизнеса получила новая «дочка», именуемая «AIG Россия». В 2004 году появилась еще одна дочерняя структура – «АИГ страховая и перестраховочная компания», которая сосредоточилась в сегменте non-life.
В 1996 году на рынок пришел третий крупный западный игрок – швейцарская Zurich Financial Services Group купила 49% акций компании «Вестроссо», созданной бывшими сотрудниками «Ингосстраха». Впоследствии страховщика переименовали в «Цюрих-Русь», затем в просто «Цюрих». В 2003 году эта компания стала первым страховщиком со 100-процентным иностранным капиталом.
Просмотрено : 33 раз
Материал предоставлен :
Ксения Леонова
Сайт : http://finansmag.ru
Голосовать: |
Читательский рейтинг : (0 голосов) |
|