Пенсионпром: конверсия в розницу
Львиная доля активов негосударственных пенсионных фондов (НПФ) по-прежнему приходится на кэптивные фонды, то есть принадлежащие компаниям крупного бизнеса и управляющие пенсионными деньгами «своих» сотрудников и/или связанных клиентов. Однако НПФ наконец-то объявили, что розница, или «клиентура с улицы», теперь также входит в число их приоритетов.
ПИФ — локомотив, НПФ — вагончик
Подвижки на рынке розничных услуг НПФ становятся все очевиднее. Открытые фонды, с самого начала работавшие исключительно с розницей, наращивают продажи и сеть пунктов реализации. Крупные корпоративные фонды обновляют продуктовые линейки, составляя их теперь с учетом потребностей и розничных клиентов, подыскивая «изюминки», которые могли бы привлечь разные группы будущих пенсионеров (см. «Пенсионное программирование»). Что же изменилось' Почему именно сейчас к рознице обратились даже кэптивные НПФ, и так имеющие стабильную базу пополнения клиентов в виде своих сотрудников'
Причина проста: в конце 2006 года был отмечен существенный спрос со стороны граждан на формирование пенсионных накоплений. Кроме того, налицо резкий рост инвестиционной активности населения в целом.
«Действительно, в последний год НПФ все активнее стали заниматься розничными продажами услуг по ДПО (добровольное пенсионное обеспечение. — Прим. D’). Со своей стороны банки и другие розничные сети (например, страховые компании) стали все активнее включать пенсионные продукты в свои продуктовые линейки, — говорит заместитель генерального директора УК “Альянс РОСНО Управление активами” Евгений Якушев. — Это связано с двумя вещами: во-первых, иллюзии относительно государственной трудовой пенсии рассеиваются, люди понимают, что они вынуждены сами планировать свое будущее. То есть появляется спрос на пенсионные планы. А во-вторых, НПФ стали позиционироваться как часть пенсионной системы всего государства, так что доверие к ним постепенно повышается (этому способствует и жесткое регулирование НПФ)».
«Информированность населения о пенсионных услугах действительно растет, — соглашается исполнительный директор НПФ “Райффайзен” Елена Горшкова. — Растет интерес людей к услугам НПФ; особенный всплеск отмечался после февральских инициатив правительства по отмене накопительной части пенсии». То есть Минздравсоцразвития, может, и само того не желая, но все же слегка подвинуло пенсионную систему в нужном направлении.
Однако гораздо более интересен второй фактор — общий рост инвестиционной активности наших граждан. Если вспомнить ситуацию 2003–2004 годов, то тогда события развивались не в пользу НПФ. Запуск пенсионной реформы привел к тому, что УК стартовали в качестве управляющих накопительной частью гораздо «резвее», чем пенсионные фонды; от них поступало больше рекламы, им было проще передать средства в управление (чем заключить договор с НПФ), в конечном счете шум вокруг пенсионной реформы привел к любопытному результату: граждане проигнорировали создание пенсионных накоплений, зато распробовали ПИФы и за короткий срок (два-три года) полюбили их всей душой. И вот теперь НПФ решили попробовать провернуть обратный трюк: популяризовать свои услуги на фоне общего спроса на ПИФы.
Например, создавая краткосрочные программы накопительного плана, НПФ пытаются дать возможность использовать пенсионные программы не только для накопления пенсии как таковой, но и просто для получения инвестиционного дохода независимо от наступления пенсионных оснований. Таким образом, НПФ стараются позиционировать себя как еще один инвестиционный инструмент, у которого есть свои плюсы по сравнению с ПИФами.
Так, НПФ — при всех отличиях от ПИФов — дают возможность более консервативных инвестиций: ведь «тело» пенсионной программы — то есть внесенные на пенсионный счет средства — гарантированно возвращается клиенту. Кроме того, требования к инвестированию резервов НПФ предъявляются гораздо более строгие, чем к ПИФам (впрочем, о выполнении этих требований будет сказано ниже). НПФ также хороши разнесением рисков: средства, собранные пенсионным фондом, инвестируют чаще всего две-три, а то и все пять УК, получается своеобразный «фонд фондов». Таким образом, для грамотного в финансовом плане человека НПФ часто представляет собой определенную альтернативу ПИФу. «Мы наблюдаем некоторую цикличность спроса на свои услуги, — рассказывает Елена Горшкова. — Когда фондовый рынок падает, наиболее продвинутые инвесторы несут деньги в ПИФы, рассчитывая вложиться подешевле; когда на фондовом рынке все хорошо, паи стоят дорого, люди идут к нам. Из этого мы делаем вывод, что пока в массовом масштабе покупка пенсионных продуктов не носит системного, регулярного характера».
Но как раз сейчас у НПФ есть шанс удачно вписаться в общий инвестиционный подъем. «На данный момент мы не ждем роста спроса на ДПО среди широких слоев населения, но понимаем, что должны уже сейчас активно действовать, чтобы в будущем занять лидирующие позиции на этом рынке, — рассуждает начальник управления развития программ ДПО и продуктового андеррайтинга пенсионного бизнеса ИФД “КапиталЪ” Антон Шпилев. — Розница для НПФ сегодня — это стратегическая цель, ведь клиентская база должна быть диверсифицированной: кроме крупных корпоративных в ней должны быть широкие прослойки розничных клиентов — физических лиц, компаний малого и среднего бизнеса».
В одной корзине с полисом
Осознав это, пенсионные фонды фактически следуют за ПИФами: расширяют продуктовые линейки и строят сети продаж. При этом НПФ развиваются за счет агентских сетей — это дешевле, чем открывать филиалы.
Просмотрено : 46 раз
Материал предоставлен :
Евгения Обухова
Сайт : http://www.ilovemoney.ru
Голосовать: |
Читательский рейтинг :    (0 голосов) |
|